Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

Categories:

Гайка. Семигранная

 

 

          В 2005 году, к 80-летию со дня рождения Аркадия Натановича Стругацкого, в России выпущена почтовая карточка с оригинальной маркой (№ 156).

 

 

          Почтовые ведомства многих стран к юбилеям и круглым датам известных людей выпускают марки, открытки, конверты.

          Например, в том же 2005 году во Франции, к 100-летию со дня смерти Ж. Верна, выпущен блок из шести почтовых марок (Michel block № 46). На марках – сцены из книг писателя.

 

 

          Что же касается отечественной почты, то в 1982 году, к 75-летию со дня рождения И. А. Ефремова, в СССР выпущен маркированный конверт. На нём художник П. Бендель изобразил И. Ефремова на фоне спиралевидной галактики:

          «В глубине гемисферного экрана появилось изображение гигантской Галактики, в которой оба ученых безошибочно узнали знакомую издавна человеку туманность Андромеды, или М–31».

          (Ефремов И. Туманность Андромеды (1957)).

 

 

          Фотография туманности Андромеды (с сайта Astronomy Picture of the Day):

 

 

          Но вернёмся к почтовой карточке, посвящённой А. Стругацкому. На марке фотография писателя и названия пяти повестей А. и Б. Стругацких: «Далёкая Радуга», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть богом».

 

 

          Рисунок в левой части карточки указывает ещё на одну повесть. Или, если быть совсем точным, на рассказ «Благоустроенная планета», повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)» (составной частью которой является «Благоустроенная планета») и переработанный вариант повести под названием «Полдень, XXII век (Возвращение)»:

          «Когда вертолет вернулся во второй раз, Комов увидел, что Таня и Фокин установили высокий шест и подняли над городом неофициальное знамя следопытов – белое полотнище со стилизованным изображение семигранной гайки. Давным-давно, почти столетие назад, один крупный межпланетник, ярый противник идеи изучения следов деятельности иного разума в Космосе, как-то сгоряча заявил, что неопровержимым свидетельством такого рода деятельности он готов считать только колесо на оси, чертеж пифагоровой теоремы, высеченный в скале, и семигранную гайку. Следопыты приняли вызов и украсили свое знамя изображением семигранной гайки».

          Семигранную гайку можно также обнаружить в рассказе «О странствующих и путешествующих», который позднее был включён в повесть «Полдень, XXII век (Возвращение)»:

          «На Марсе и Владиславе нашли здания без окон, без дверей. Это следы разума? Что мне искать? Развалины? Надписи? Ржавый гвоздь? Семигранную гайку?»

          Как и туманность Андромеды у Ефремова, семигранная гайка давно ассоциируется с творчеством А. и Б. Стругацких.

 

Эту гайку несколько лет назад мне прислала silent_gluk

 

          Среди любителей фантастики о семигранных гайках знают многие. Ещё в 1978 году, в одной из легендарных НФ-викторин журнала «Уральский следопыт», был задан вопрос о знамени Следопытов – из 118 участников 99 человек ответили правильно.

 

 «Комариная Плешь - 1987» (Керчь). Из архива Т. Приданниковой. Фото: ?

 

          Белое полотнище с семигранной гайкой было в лагере любителей фантастики «Комариная плешь», и на одной из московских баррикад августа 1991-го. В январе 1989 году Всесоюзным Советом КЛФ (клубов любителей фантастики) рассматривался эскиз эмблемы Совета – семигранная гайка. На эмблеме конференций по творчеству братьев Стругацких во Владимире – тоже она.

 

II конференция по творчеству батьев Стругацких (Владимир, 1992). Из архива В. Бугрова. Фото: ?

 

          Я не буду останавливаться на всех семигранных гайках – их очень много. Отмечу лишь семигранный болт, который впервые был установлен на конвенте любителей фантастики «Интерпресскон – 99».

 

 «Интерпресскон - 1999» (Санкт-Петербург). Из архива редакции журнала «Уральский следопыт». Фото: ?

 

          В заключении отмечу, что на карточке с оригинальной маркой фотография А. Стругацкого выполнена Н. Кочневым. Работы этого же фотографа использованы в почтовом блоке России 2007 года, посвящённом 100-летию со дня рождения поэта Арсения Тарковского и 75-летию его сына, кинорежиссёра Андрея Тарковского, который в 1979 году снял фильм «Сталкер» по сценарию А. и Б. Стругацких. Что же касается Арсения Тарковского, то в этом фильме звучат его стихи.

 

 

          Вот такое неожиданное совпадение получилось.

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments