Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

Categories:

Тяп-ляп Photoshop

          В 2006 году некоторые страны выпустили схожие по стилистике марки. Вполне возможно, что рисунки для них делал один человек – настолько они безлики и предсказуемы. Обычно такая продукция характерна для начинающих дизайнеров из небольших полиграфических фирм, в марках виден восторг первооткрывателя Photoshop – программы для обработки растровых изображений. Марки скомпонованы из готовых и зачастую не очень качественно обработанных изображений, а на надписи наложены разные графические эффекты.

          Про такие марки не стоило упоминать, если бы на некоторых из них не обнаружились космические проекты.

 

Микронезия, 2006 год

(Michel № 1737–1740)

 

          Например, блок Микронезии (Michel № 1737–1740) полностью посвящён различным проектам.

 

 

          На двух верхних марках блока изображена станция между Луной и Землёй. Станция расположена в точке Лагранжа, где сила притяжения Луны равно силе притяжения Земли. Этот проект был предложен Исследовательской группой NASA (NASA Exploration Team (NExT)) в 2002 году.

          Предполагалось, что станция станет промежуточным пунктом для космических кораблей, отправляющихся к Луне, астероидам и Марсу, площадкой для научных экспериментов и тестирования оборудования, а также местом подготовки астронавтов к долговременным экспедициям.

 

© John Frassanito and Associates, 2002. Рисунок с сайта www.space.com

 

          В одном потоке с блоком Микронезии выпущен блок Того (Scott № 2035), на одной из марок которого также изображён этот проект.

 

Того, 2006 год

(Scott № 2035)

 

 

          Что же касается фантастики, то про точку Лагранжа писал ещё Жюль Верн в книге «Вокруг Луны» (Autour de la Lune, 1871):

          «Путь снаряда лежал между Землей и Луной. По мере того как снаряд удалялся от Земли, земное притяжение изменялось обратно пропорционально квадрату расстояния. Лунное же притяжение изменялось прямо пропорционально. В какой-то точке пути оба притяжения – лунное и земное – должны были уравновеситься, и тогда снаряд должен был потерять всякий вес. Если бы массы Луны и Земли были одинаковы, эта точка находилась бы как раз на середине расстояния между обеими планетами. Но так как массы их различны, то легко вычислить, что эта точка находилась на части всего пути, или в численном выражении в 78 114 лье от Земли.

          [...]

          Состояние равновесия лунного и земного притяжении продолжалось не более часа. Путешественники чувствовали, что мало-помалу опускаются на дно, и Барбикен стал замечать, что конический купол снаряда начинает уклоняться от прямой, направленной к Луне, а дно приближаться к ней. Это значило, что лунное притяжение преодолевало силу земного. Падение на Луну, пока что очень незаметное, началось. Скорость падения в первую секунду равнялась всего только трети миллиметра, или 590 тысячных линии».

 

Художник Emile Bayard
 

          Сегодня забавно читать о том, что «состояние равновесия лунного и земного притяжении продолжалось не более часа». Об этой ошибке Жюль Верна хорошо рассказано в «Занимательной физике» Я. Перельмана – желающих сами могут прочитать об этом.

 

 

          Но вернусь к блоку Микронезии. Нижний ряд марок объединён общим рисунком – космическим кораблём возле красной планеты. Это проект пилотируемого корабля с ядерным двигателем для полёта на Марс, и этот проект также предложен NeXT в 2002 году. В частности, рисунок этого корабля появился в докладе NASA «The Vision for Space Exploration» (февраль 2004 г.).

 

© John Frassanito and Associates, 2002. Рисунок с сайта www.space.com

 

          Отмечу, что проекты космических кораблей, использующих ядерную энергию, и раньше встречались в филателии, в том числе и среди кораблей, летящих к Красной Планете. Я уже писал про один из таких проектов на марке Чехословакии 1963 года («Марсианский шпион»). Или, например, блок Уругвая 1977 года (Michel Block № 33) – на одной из марок изображён термоядерный космический корабль для пилотируемого полёта к Марсу.

 

Уругвай, 1977 год

(Michel Block № 33)

 

 

          Объяснима и форма корабля на блоке Микронезии – предполагалось, что во время движения будет создана искусственная сила тяжести.

          (Попутно отмечу, что фантастические корабли, использующие для создания искусственной силы тяжести вращение, можно встретить на многих марках. Один из таких кораблей можно обнаружить на центральном купоне блока Гвинеи 1973 года (Michel Block № 34), посвящённом 500-летию Коперника).

 

Гвинея, 1973 год

(Michel Block № 34)

 

          Надпись на поле блока Микронезии – «Project Prometheus: To Put on Mars and Return to the Moon by 2011» – не имеет отношения к рисункам на марках. Проект «Прометей», работа над которым началась в 2003 году, предполагал создание космических аппаратов с ядерным приводом. В частности, планировалось к 2011 году создать аппарат «Jupiter Icy Moons Orbiter» (JIMO) для исследования лун Юпитера – Европы, Ганнимеда и Калисто. В 2005 программа НАСА была переориентирована, от проекта JIMO отказались, а финансирование проекта «Прометей» было сокращено. Что же касается 2011 года, то, согласно доклада NASA «The Vision for Space Exploration», к этому времени предполагалось создать автоматический аппарат для исследования Марса. В этом же докладе пилотируемые полёты на Луну планировались не ранее 2015 года. Поэтому не понятно, почему на блоке появилась надпись о 2011 годе – JIMO уже не разрабатывался, а пилотируемых полётов к Луне в это время не предвиделось.

 

Несколько почтовых выпусков 2006 года

 

          Блоки Микронезии и Того незатейливы в исполнении – такую продукцию можно генерировать, не особенно задумываясь над результатами работы. Нужно лишь немного знать Adobe Photoshop и иметь клипарты с готовыми картинками.

 

Рас аль Хайма, 1972 год

(Michel № 752)

 

          Подобное ученичество в изготовлении рисунков марок случалось и раньше, правда, это было задолго до появления Photoshop. В конце 1960-х – начале 1970-х несколько арабских стран выпустили огромное количество марок, во много раз превышающее потребности этих стран. Зачастую на разработку дизайна не хватало времени, поэтому брались готовые рисунки и компоновались самым причудливым образом. Например, серия Рас аль Хайма 1972 года, посвящённая проекту корабля многоразового использования: здесь нет ничего оригинального, все картинки позаимствованы. Например, на одной из марок (Michel № 752) изображён проект фирмы North American Rockwell (NAR – 161-B, 1970 год). (Об этом проекте в филателии я писал в «Робур-завоеватель на орбите»)

 

Шарджа, 1972 год

(Michel Block № 114)

 

          Или блок Шарджи 1972 года (Michel Block № 114), на полях которого изображён лунный город в разрезе – он тоже позаимствован. Впервые этот рисунок (художник Roy Scarfo) появился в New York Times Magazine (1967. – 28 May. - p. 31).

 

 Лунный город. © Roy Scarfo, 1967

 

          Для блоков Микронезии и Того использована картинки с трёхмерной графикой, выполненной John Frassanito and Associates. Эти картинки сами по себе статичны и вызывают отторжение своей ненатуральностью, а в сочетании с ученическим дизайном на марках выглядят особенно неприятно.

          Отмечу, что трёхмерная графика и раньше появлялась в филателии. Например, в 2000 году в Палау вышло несколько серий, посвящённых будущим исследованиям космоса и фантастике.

 

Один из малых листов с изображением непилотируемых космических аппаратов.

Палау, 2000 год (Michel № 1651–1656)

 

          Вот такой тяп-ляп Photoshop в филателии...

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment