Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

Categories:

Марсианское Одержание

          Фантастика на почтовых марках разнообразна. Зачастую это художественное воплощение умозрительных проектов, за давностью лет покрытых толстым слоем пыли. И хотя в этих построениях есть своя прелесть и немало интересного, прямолинейное изображение технического проекта не так интересно, как игровой сюжет с этим же самым проектом. Это всё равно, что слушать умную, правильную, но предсказуемую лекцию о спутниках Марса и вдруг услышать, что это никакие не спутники, а древние космические корабли, оставленные на орбите Марса загадочной цивилизацией.

 

Австралия, 2001 год (Michel Block № 36)

 

          Взять, к примеру, колонизацию Марса. Можно статично изобразить марсианский трактор или передовика марсианского производства с лентой «Лучший по профессии» через плечо, а можно развернуть целую программу освоения планеты, подав её живо и неформально, как, например, сделано на почтовом выпуске Австралии 2000 года. Возможно, именно поэтому рисунок этих марок (художник Отто Шмидинджер (Otto Schmidinger)) вошёл в тройку номинантов на австралийскую фантастическую премию «Ditmar» по разделу «Best Artwork» в 2001 году. (Попутно отмечу, что почтовые марки до этого уже отмечались фантастическими премиями – когда-нибудь я расскажу о марках-лауреатах американской премии «Hugo» в 1994 году).

          Почтовая серия Австралии выпущена в виде отдельных марок и блока, объединяющим марки общим сюжетом. Выпущен также буклет на самоклеющейся бумаге. Кроме того, к филателистической выставке в Гонг-Конге на блоке сделана надпечатка золотой фольгой (именно этот блок на рисунке).

          На марки приятно смотреть, очень хорошая полиграфия. Кроме того, на блоке выполнено тиснение полупрозрачной фольгой, она покрывает стёкла скафандров астронавтов, смотровые щели роботов, вертикальные трубы с водорослями, купола поселений, иллюминаторы и смотровые колпаки летающих аппаратов и орбитального корабля. Смотрится очень стильно, приглушённый перламутровый цвет играет при небольших поворотах. К сожалению, сканированное изображение этого не передаёт.

          Рисунок блока состоит из двух частей, разделённых дымкой марсианской атмосферы над горизонтом. В верхней левой части находится орбитальный космический корабль, с которого отчалили летательные аппараты, и прыгнувший вниз астронавт. Оставшуюся часть блока, изображающую поверхность Марса на расстоянии многих километров от орбитального корабля, занимают инженерные сооружения поселенцев, летательные аппараты, роботы, люди в скафандрах.

          В почтовом выпуске шесть марок. Две большие марки называются «Стартовая площадка» и «Космический корабль», две марки среднего размера – «Астронавт» и «Местность», и две маленькие – «Лётный экипаж» и «Роботы». Рисунок каждой из них связанный с марсианскими поселенцами.

          Я поискал информацию о марках, сопоставил, сравнил и вот что выяснил:

 

Австралия, 2000 год (Michel № 1989, 1993)

 

          «Астронавт» (слева на сцепке).

          Астронавт спускается с орбитального корабля. Для замедления скорости снижения человек использует персональный управляемый двигатель. Это вполне возможный вариант приземления (вернее, «примарсения»), ведь марсианская сила тяжести равна трети земной.

 

Австралия, 2000 год (Michel № 1990)

 

          «Космический корабль».

          Летательные аппараты покидают орбитальный корабль. Некоторые из них несут людей, другие перевозят груз. Летательные аппараты используют местное, произведённое на планете, топливо, поэтому транспортные корабли с Земли могут его не доставлять. Всё необходимое для жизни поселенцев должно быть или доставлено на Марс с Земли, или получено из местных ресурсов. В последнем случае на земных космических кораблях, доставляющих грузы на Марс, освободится место для перевозки более ценного груза, например, для необходимых поселенцам измерительных приборов и аппаратуры.

          Марсианские поселенцы выращивают сельскохозяйственные культуры и получают воду из обнаруженного на планете льда. Они также могут использовать диоксид углерода (CO2), которого много в атмосфере Марса, для взаимодействия с водородом, и получать воду, кислород и метан. Всё это можно использовать как топливо и сырьё для синтеза органические веществ.

 

Австралия, 2000 год (Michel № 1991)

 

          «Лётный экипаж».

          В центре изображены поселенцы в спускающемся летательном аппарате. Люди летят за двумя беспилотными грузовыми аппаратами, которые управляются дистанционно и лучами самонаведения.

 

Австралия, 2000 год (Michel № 1992)

 

          «Стартовая площадка».

          В центре показан старт шаттла с поверхности планеты. Он несёт летательные аппараты, спустившиеся на планету, обратно на орбитальный корабль. На переднем плане человек в скафандре и робот готовят фундамент для новой вертикальной ёмкости с водорослями.

          Роботизированные помощники помогают поселенцам. Они могут работать в среде, опасной для людей и выполнять поставленные задачи самостоятельно или в команде с человеком.

          Некоторые этапы пилотируемых экспедиций на Марс начнутся с отправки «бригады» роботов, которые проведут разведку и начальный этап колонизации Марса, подготовят условия для жизни будущих поселенцев.

          Вверху изображена одна из марсианских лун, Фобос. Её размеры 26,6x22,2x18,6 км, что совсем немного по планетарным масштабам.

 

Австралия, 2000 год (Michel № 1989, 1993)

 

          «Местность» (на сцепке справа).

          На фоне скал изображены поселения колонистов. Поселенцы живут в куполообразных городах. Между городами располагаются искусственно созданные водохранилища. Вода поступает в них из-под поверхности северного полюса планеты.

          При постройке куполов-станций, помимо защиты людей от недружелюбной марсианской атмосферы, должны учитываться психологические, социальные и культурные потребности поселенцев.

          В нижней части марки изображены люди и роботы, подготовившие фундамент для трубы с водорослями, и устройство для установки ёмкостей.

          Над горизонтом видна ещё одна, меньшая, луна – Деймос, её размер 15х12,4х10,8 км.

          Отмечу, что изображения марсианских лун не раз появлялись в филателии, в том числе и на марках с фантастикой. Например, на марке Парагвая 1976 года (Michel № 3056) и на марке СССР 1986 года (Michel № 6022). Последний рисунок был повторён на блоке (Michel Block № 210).

 

Парагвай, 1978 год (Michel № 3056)

 

СССР, 1989 год (Michel № 6022)

 

          Цвет марсианского неба отличается от земного. До экспедиции беспилотных аппаратов «Viking» (1976) полагали, что цвет неба на Красной Планете совсем иной. Например, такой, как на марке Гвинеи 1973 года, посвящённой 500-летию Н. Коперника (Michel № 681). В правой части марки – фантастический космический корабль.

 

Гвинея, 1973 год (Michel № 681)

 

Австралия, 2000 год (Michel № 1994)

 

          «Роботы».

          Показаны два роботизированных устройства, чистящих ёмкость с водорослями. Поверхность ёмкостей прозрачная и пропускает лучистую энергию Солнца. На Марсе сильные ветры, поэтому ёмкости-трубы изготовлены из эластичного материала, при порывах ветра трубы гнутся, не ломаясь. В таких ёмкостях солнечный свет, вода и водоросли взаимодействуют друг с другом и производят кислород, используемый для обогащения марсианской атмосферы. Часть кислорода используется в качестве топлива и для создания в куполах привычной для людей атмосферы.

 

Австралия, 2000 год (фрагмент) (Michel Block № 36)

 

          На поле блока изображена сельскохозяйственная труба, проложенная по поверхности планеты. В этой трубе находятся плодовые деревья, зерновые культуры и некоторые животные.

          Для поселенцев такие сельскохозяйственные участки являются зонами отдыха. Стенки труб изготовлены из прозрачного материала, защищающего людей, животных и растения от грубой марсианской погоды и высокого уровня космической радиации.

 

          Рисунок блока показался мне динамичным. Общая концепция, взаимосвязанные детали, художественное исполнение не оставят эти марки незамеченными, это добротная «твёрдая» научная фантастика.

 

Экваториальная Гвинея, 1974 год (Michel № 594)

 

          И раньше на марках встречались сцены колонизации других планет. Например, в 1974 году, на одной из марок серии Экваториальной Гвинеи (Michel № 594), появилось изображение лунной станции. Для марки использована работа американского художника Роя Скарфо (Roy Scarfo). Ранее этот рисунок был использован в докладе, помещённом в сборник «Space Age in Fiscal Year 2001: Proceeding of the Fourth AAS Goddard Memorial Symposium 15–16 March 1966». (Washington, 1966). Через четыре года этот сборник был издан в СССР под названием: «Космическая эра: Прогноз на 2001 год» (М.: Мир, 1970). В докладе «Лунный космический транспорт в 2001 г. «вице-президента «Дженерал электрик компани» Х. В. Пейджа (H. W. Paige) писал:

          «Возможно, будет создан лунный автономный комплекс, работающий на атомной энергии и предназначенный для производства жидкого водорода, кислорода и прочих видов топлива на базе лунных ресурсов (фиг. 14). В 2001 г. стоимость такого топлива будет, по-видимому, меньше стоимости его доставки на Луну. Таким образом, подобный лунный комплекс, который, возможно, будет промышленным комплексом, окажется в более выгодном положении по сравнению со своими земными конкурентами. Такой комплекс обеспечит добычу руды, переработку ее и извлечение из нее полезного продукта химическим способом».

          Как видим, рисунок на марке Экваториальной Гвинеи, так же, как и рисунок на блоке Австралии, показывает колонизацию планет. И на лунном комплексе с рисунка Скарфо, и на блоке Австралии, изображены этапы освоения планет. Но в первом случае это всего лишь статичная иллюстрация к техническому проекту, на которой построенный землянами комплекс выглядит безжизненным, во втором же – активное преобразование планеты. И если у Скарфо люди не главное (видите точки на дорожках?), то у австралийского художника творцы планетарного преобразования на первом месте.

          Но это Австралия. А как же отечественные марки, какая на них фантастика?

          К сожалению, плохо с фантастикой. Её почти нет. Правда, в 2005 году появилась почтовая карточка с оригинальной маркой, посвящённая А. Н. Стругацкому (о ней я писал в заметке «Гайка. Семигранная»), да в 2007 году на маркированном конверте и карточке, посвящённым Циолковскому, появились рисунки его чертежей. Что же касается марок, то лишь однажды, в 1999 году, на блоке (Michel Block № 25), посвящённом Дню Космонавтики, появилась торообразная космическая станция будущего (художник В. Бейлин). Видите маленький «бублик» в правом верхнем углу?

 

Россия, 1999 год (Michel Block № 25)

 

          Блок России и почтовая серия Австралии появились примерно в одно время, с разницей в несколько месяцев. Но если на марках Австралии изображена современная фантастика (или фантастика, никак не раньше 1980-х годов), то на блоке России – фантастика 1950х. Именно в то время были популярны проекты космических станций такого вида.

 

Слева – фрагмент блока России 1999 года. Справа – рисунок Кена Фагга (Ken Fagg) к статье: Stine G. H. All aboard for outer space! (Mechanix Illustrated. – 1956. – № 1. – p. 60).

 

          А ведь было время, когда на марках СССР фантастика была передовой. Например, первое в мире изображение на почтовой марке высадки людей на другое небесное тело, причём не на ближайшую к нам Луну или даже на Марс, а сразу на спутник Сатурна (Michel № 1193).

 

СССР, 1957 год (Michel № 1193)

 

          Наверное, не случайно, что именно на этой марке была сделана надпечатка в честь запуска первого спутника.

 

СССР, 1957 год (Michel № 2026)

 

          Была у нас фантастика на марках.

          Была...

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment