Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

Categories:

Мироздание и «духи злобы поднебесные»

          Выпущено немало почтовых марок, посвящённых космической фантастике. Серия СССР 1967 года так и называется – «Космическая фантастика» (Michel № 3403–3407). То же самое и в некоторых других странах, к примеру, блок Болгарии 2003 года «Космическа фантастика» (Michel Block № 258). Две почтовые серии Кубы 1974 и 1975 гг. – «El cosmos del futuro» (Michel № 1956–1961, 2039–2044), сцепка марок США 1993 года – «Space fantasy» (Michel № 2337–2341), венгерская серия 1978 года – «Fantasztikum az űrkutatásban» (Michel № 3265–3271), серия Узбекистана 1997 года – «Коинот ва хаёл» (Michel № 129–135, Block № 15)... Продолжать можно долго.

 

СССР, 1991 год

(Michel № 6202)


          Как правило, на таких марках изображены футуристические космические корабли и станции, пейзажи иных планет и странные существа. Но есть марки, на которых «космическая фантастика» – нечто совсем иное, на них почти нет техники, а чужие планеты оказываются удивительно похожими на Землю. Например, почтовый выпуск СССР, посвящённый Советскому детскому фонду им. В. И. Ленина. На двух марках картины художника В. Лукьянца «Мироздание» (Michel № 6202) и «Иная планета» (Michel № 6203). Сегодня мало кто вспомнит, что эти картины (вместе с другими работами художника) участвовали в международном конкурсе научно-фантастической живописи, а сам Лукьянец занял на нём второе место. А был это 30 лет назад...

 

СССР, 1991 год

(Michel № 6203)

 

          В феврале 1977 года популярный советский журнал «Техника – молодёжи» объявил международный конкурс научно-фантастических рассказов, статей, очерков о смелых проектах и гипотезах, а также произведений научно-фантастической живописи и графики. Конкурс назывался «Время – Пространство – Человек». И раньше журнал проводил подобные мероприятия, к примеру, в июне 1954 был объявлен конкурс научно-фантастического рассказа. Что же касается картин и рисунков, то в августе 1974 года был объявлен конкурс «Сибирь завтра», в январе 1972 года – «Мир 2000 года», а ещё раньше – «Мир завтрашнего дня».

 

Болгария, 2003 год

(Michel Block № 258)

 

          Конкурс «Время – Пространство – Человек» продолжался три года, и за это время в редакцию журнала поступило более 1000 картин и рисунков из многих союзных республик и из-за рубежа. Около двухсот работ, вместе с сопроводительными статьями, опубликованы на страницах журнала и других изданий. «500 лучших работ отобрано в фонд галереи научной и космической фантастики журнала «Техника – молодежи» для постоянного экспонирования в здании журнальных редакций издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», а также в фонд передвижной выставки «ВРЕМЯ – ПРОСТРАНСТВО – ЧЕЛОВЕК», предназначенной для показа в городах СССР и за рубежом. В программу показа выставок введены лекции о новом жанре живописи и творчестве отдельных художников, сопровождаемые демонстрацией цветных слайдов. Крупные итоговые выставки снабжаются каталогами» (Итоги конкурса: Время – пространство – человек // Техника – молодёжи (М.). – 1980. – № 12. – С. 25.).

          По результатам конкурса москвич В. Лукьянец, чьи картины помещены на почтовые марки, занял второе место, и ему была вручена премия в 100 рублей. Кроме того, его работы оказались среди картин, демонстрировавшихся на международной выставке «НТТМ–80», поэтому художнику был вручён почётный знак.

          Разнообразна тематика картин, присланных Лукьянцем на конкурс:

          «Автор многочисленных празднично-ярких холстов В. Г. Лукьянец поистине универсален. Древние цивилизации, НЛО, выросшие под иными солнцами дети будущего, отдаленные драматические эпохи земной истории, имеющие, по мысли художника, неоспоримую связь с «космическим фактором», – все это входит в круг его интересов». (Кленов В. Гагаринский смотр искусства: К итогам Международной художественной выставки «Время – Пространство – Человек», состоявшейся в Киеве в апреле-мае 1981 года. – Техника – молодёжи (М.). – 1981. – № 8. – С. 16–18).

          Любопытно, но среди наиболее активных и талантливых участников «Время – Пространство – Человек» был назван Василий Головачев из Днепропетровска, ему был вручён почётный диплом. Теперь Василий Васильевич известный московский писатель-фантаст и не участвует в конкурсах фантастической живописи.

 

В. Головачев на конвенте фантастики «Аэлита–1983»

(Фото В. Коблова, Екатеринбург)

 

          Один из рисунков Головачева, присланных на конкурс «Время – Пространство – Человек»:

 

Головачев В. Острова Белой Планеты

 

          «Раскованная фантазия художника так представляет себе иной мир Солнечной системы, куда занесло космический корабль землян в их извечном поиске нового». (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 120).

 

          В Интернете я обнаружил фотографии, сделанные Александром Климовым 30 января 1979 года. Это фотодокументы с записи на центральном телевидении передачи «Это вы можете», посвящённой художникам-фантастам. Запись проходила на фоне выставки «Время – Пространство – Человек». На фотографиях некоторые художники, принимавшие участие в конкурсе «Техники – молодёжи».

 

          Про Виталия Григорьевича Лукьянца мне мало что известно, зачастую информация противоречивая. Знаю только, что он родился и вырос на Черниговщине. Потом перебрался в Москву. Член Союза художников.

 

В. Г. Лукьянец

Фото с сайта «Solovki-энциклопедия»

 

          Участвовал в нескольких выставках и конкурсе «Время – Пространство – Человек».

          Известный писатель-фантаст А. П. Казанцев был знаком с Лукьянцем с начала 1970-х и высоко ценил его творчество:

          «А здесь, на стене, – «Спящая галактика», картина, подаренная мне художником Виталием Лукьянцем. В его работах особенно ценно осмысление таких абстрактных категорий, как время, пространство, движение...» (Острее шпаги: взгляд сквозь время: На вопросы нашего корреспондента кандидата геолого-минералогических наук Владимира Авинского отвечает писатель-фантаст Александр Казанцев // Техника – молодёжи (М.). – 1984. – № 8. – С. 16–18).

 

А. Казанцев на «Аэлите–1981»

(Фото В. Коблова (?) (Екатеринбург))

 

          Одна из заметок Казанцева посвящена творчеству В. Лукьянца (Казанцев А. Вселенная в капле росы // Техника – молодёжи. – 1980. – № 4. – С. 18–19).

          Известно два письма В. Г. Лукьянца к М. С. Горбачеву, в которых художник выражает обеспокоенность по поводу падения духовного уровня культуры в СССР. В этих письмах встречаются и спорные положения, например:

          «Вам известны многие разрушители истинной красоты. Иных из них, как, например, Пикассо, нам настырно суют в нос, как образец великой гениальности. Что поделаешь: ведь кому-то больше нравятся шуты при королевах!..» (Лукьянец В. Открытое письмо президенту СССР М. С. Горбачеву).

          И хотя письмо, из которого я процитировал, датировано 12 маем 1985 года, в нём упоминается Президент СССР. Довольно странно, если учесть, что этот пост введён значительно позже 1985 года.

          Во второй половине 1980-х – начале 1990х Лукьянец занимался весьма специфической деятельностью и даже стал членом-корреспондентом Международной академии информатизации по отделению «Уфология и биоэнергоинформатика»:

          «Тема романтичного и необычного заполнила его последние годы. Исколесив всю страну, он находил и расспрашивал сотни очевидцев, чтобы реставрировать по их рассказам конкретные уфологические ситуации. Так когда-то антрополог Герасимов по деталям черепа воссоздавал облик умерших в древности людей. Родились сотни бесценных документальных этюдов. За этот беспрецедентный творческий вклад в науку Уфологическая ассоциация представила кандидатуру Виталия Лукьянца на конкурс для избрания членом-корреспондентом МАИ [Международная академия информатизации – Ю. З.] без какой-либо ученой степени и званий. И он был избран. В порядке исключения. Я бы сказал, в порядке исключительности таланта и научно-философского подхода к жизни». (Ажажа В. Иная жизнь)

          Не раз публиковался в газете «Аномалия». В 1992 организовал художественно-иллюстрированный журнал «Светлояр», вышло 3 номера. Журнал издавал за свой счёт, был в нём автором статей, поэтом, редактором, и, конечно же, художником.

          При чтении воспоминаний о Лукьянце меня неприятно поразило следующее:

          «Троякая борьба: с нечистыми духами, с природной стихией, с собственными слабостями была уделом каждого монаха, жившего на Соловках. После долгих поисков ответа, в конце жизни Лукьянец убежденно говорил, что НЛО – это те самые «духи злобы поднебесные», о которых Евангелие предостерегает христиан». (Маслова Ю. Соловки и картина художника // Соловки-энциклопедия, Москва-Торонто, 19.06.07.)

          А вот немного о поздних картинах:

          «Из наших современников одним из первых воспроизвел славянские эйдосы и этнонациональные хронотопы северянской эниоэстетики художник Виталий Лукьянец. Рожденный на Черниговщине, несмотря на московскую внешнюю жизнь, он до последних дней пребывал в сакральном хронотопе своего детства – в «Светло-яре». Его видение метафизических, космических аналогий между английским Стоунхенджем и северянскими Радулем и Радичевым отпечаталось в живописных образах «Речка моего детства», «Красавица Десна», «Древний Чернигов», «Дорога на Любеч», в графических работах «Чернигов», «Пятницкая церковь», «Радуль». Художника привлекает и космогоническая тема («Миросотворение»), и исторический портрет («Княжна Ольга»), и сюжеты народных сказок, из которых он улавливал энергоинформационные архетипы древнеславянского культурного космоса».

          (Личковых В. Энерго-информационная эстетика: «физика» или «метафизика» художественных хронотипов: Национальные архетипы и универсальные кенотипы (пост) современного искусства // Философский век. Альманах. Вып. 7. Между физикой и метафизикой: наука и философия / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. – СПб., 1998. – С. 424).

          Умер в 1993 (по другим данным – в 1994) году.

 

          На конкурс «Время – Пространство – Человек» В. Лукьянец предоставил несколько картин. Репродукции некоторых из них я привожу ниже. Несколько репродукций из журнала «Техника – молодёжи». В 1980-е журнал печатался массовым тиражом, зачастую было много полиграфического брака, поэтому изображения плохого качества.

 

Лукьянец В. Мироздание

 

          «Входи в этот мир, дитя! Смотри, здесь тесно от созвездий...» (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 164).

          «Точно так же исполнено высшего гуманизма и «Мироздание» (слева). Кстати, эта работа очень высоко оценена устроителями выставки космической живописи в Хьюстоне. В фантастический мир космоса, к сверкающим центрам атомного кипения материи, к звездам живым и рождающимся, к светилам гигантским и карликовым, в мир феерических комет, задумчивых лун, цветущих и обледенелых планет, в бездонный космос уходит женщина Земли, ведя за руку своего малыша – истинного хозяина всей необъятной и зовущей вселенной!» (Казанцев А. Вселенная в капле росы // Техника – молодёжи. – 1980. – № 4. – С. 18–19).

 

Лукьянец В. Иная планета

 

          Воспроизведено по книге:

          Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 166.

          Другое время, иной мир: земные женщина и ребёнок на далёкой планете. На марке рисунок мутный, поэтому космический шлем, лежащий на траве перед женщиной, почти незаметен. Возможно, именно поэтому многие филателисты не относят марку с этим рисунком к «космосу» и «космической фантастике». Да и в специализирующемся на космической филателии каталоге «Lollini» нет марок с «Иной планетой» и «Мирозданием».

 

Лукьянец В. Цветы Вселенной

 

          «Не чужды философские искания и другим работам Лукьянца. Внимательный зритель сразу увидит, что в «Цветах вселенной» на фоне космического неба, расцветающего лепестками звездных взрывов и спиралями галактик, земной мальчуган держит в руке «цветок», словно сорванный с этого необыкновенного небесного луга». (Казанцев А. Вселенная в капле росы // Техника – молодёжи. – 1980. – № 4. – С. 18–19).

          «Радужный и прекрасный мир. Он весь пронизан светом и цветом. Он заставляет мечтать и удивляться. Он твой, этот мир... Вот что хочет утвердить своим творчеством талантливый художник». (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 166).

 

Лукьянец В. Травы

 

          Воспроизведено по книге: Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 166.

          Соприкасаются два мира – земной и космический. На траве – бабочка, а ниже, на красноватом фоне, в котором угадывается чужая планета, другая «бабочка» – космический корабль иной цивилизации.

 

Фотография Джорджа Адамски, 1952 год

 

          Отмечу, что рисунок НЛО сделан по известной, 1952 года, фотографии Джорджа Адамски (George Adamski). Даже марки с изображением этой «тарелочки» появлялись, например, в Гренаде в 1978 году (Michel № 919).

 

Гренада, 1978 год

(Michel № 919)

 

Лукьянец В. Соловки

 

          «Так в чем же суть фантастического искусства последователя реалистической школы? В символике и глубоком подтексте, унаследованных от великих. Потому-то напоена земным очарованием его картина «Соловки». Глубокого смысла исполнены два небесных светила – дневное и ночное, две искрящиеся дорожки на водной глади, устремленный ввысь силуэт древнего монастыря и загадочный летательный аппарат в северном небе...»

          (Казанцев А. Вселенная в капле росы. – Техника – молодёжи (М.). – 1980. – № 4. – С. 18–19).

          На картине изображён Заяцкий остров с Андреевской церковью. В небе хорошо различим силуэт летающей тарелки. По форме она такая же, как на картине «Травы», только немного изменён ракурс. Это тоже венерианская «тарелочка» Адамски.

 

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(Michel № 595)

 

Лукьянец В. Петрозаводское диво

 

          «А «Петрозаводское диво» наверняка взволнует не только поклонников НЛО, но и серьезных ученых». (Казанцев А. Вселенная в капле росы. – Техника – молодёжи (М.). – 1980. – № 4. – С. 18–19).

          НЛО на картине выполнено по рисунку очевидца и изображает объект, появившийся 20 сентября 1977 года над Петрозаводском.

 

Лукьянец В. Северное диво

 

          Ещё одна картина с НЛО, своеобразный симбиоз «Петрозаводского дива» и «Соловков».

 

          В конце 1970х – начале 1980х только два журнала Советского Союза активно общались на своих страницах с любителями фантастики – свердловский «Уральский следопыт» и «Техника – молодёжи». Если бы московский журнал плотней работал с фэнами и был менее консервативным, то история советского Фэндома была бы иной. Журнал «Техника – молодёжи» очень многое сделал для пропаганды фантастики в СССР. Издаваемый массовым тиражом, доступный, с постоянными рубриками «Клуб любителей фантастики», многочисленными статьями о фантастической живописи и репродукциями картин, заметками о КЛФ, интервью с фантастами – он формировал будущий советский Фэндом. Поэтому не случайно, что картины В. Лукьянца, опубликованные в журнале, запомнились многим любителям фантастики. К примеру, в 1989 году южно-сахалинскими фэнами были подготовлены вопросы для конкурса-встречи между клубами любителей фантастики. На вопрос: «Назовите не менее 3 художников, рисующих на космические и фантастические темы», прилагался ответ: «Леонов, Соколов, Джанибеков, Лукьянец, Курнин, М. К. Чюрленис».

 

          ... Две марки. Их зачастую не замечают филателисты-тематики, собирающие «космическую фантастику». Марки с репродукциями картин, занявших второе место в международном конкурсе научно-фантастической живописи и графики.

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments