Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

Categories:

Обратная сторона Луны

 

 

Парагвай, 1976 год

(Michel № 2826)

 

          8 июля 1976 года в Парагвае появилась серия почтовых марок с изображением античных богов. Парагвайцы рассудили, что если популярную среди филателистов тему «живопись» скрестить с не менее популярной космической темой, то спрос на марки будет ещё больше. И поэтому добавили на марки изображения космических кораблей – как реально существующих, так и фантастических. Особенно интересен космический корабль на почтовой миниатюре номиналом 3 гуарани (Michel № 2826). Как оказалось, он непосредственно связан с научной фантастикой, а его прототип – с американской астронавтикой.

 

Уругвай, 1976 год

(Michel block № 34)

 

          Попутно отмечу, что «скрещивание» тем не редкость на рисунках почтовых марок. Некоторые почтовые выпуски настолько перегружены несвязанными между собой темами, что вызывают неприязнь. Например, в том же 1976 году в другой южноамериканской стране, Уругвае, появилась серия из четырёх марок и двух блоков, посвящённая международной филателистической выставке «Уругвай – 77». Один из блоков (Michel block № 34) показан вверху. На нём можно найти картину Рубенса, пионеров авиации, филателистические выставки, чемпионат мира по футболу, историю уругвайского футбола, нобелевского лауреата, и даже фантастический проект атомной ракеты, способной заменить трёхступенчатую ракету-носитель «Сатурн».

 

Джованни Баттиста Тьеполо

Нептун предлагает Венеции морские сокровища

 

          На парагвайской марке изображён Нептун с рогом изобилия, из которого сыплются кораллы, золотые монеты, жемчуг, драгоценные камни. Это фрагмент картины Джованни Баттисты Тьеполо «Нептун предлагает Венеции морские сокровища». Картина написана в 1740-х годах и сейчас находится в венецианском Дворце дожей.

 

 

          Рисунок космического корабля на парагвайской марке напечатан серебряной краской и плохо различим, поэтому пришлось перерисовать его, чтобы он стал понятнее. Вверху слева показан фрагмент марки, справа – рисунок фантастического космического корабля.

          Судя по надписи «Proyecto Neptuno», корабль предназначен для исследования планеты Нептун. А если внимательно приглядеться, то посредине планетолёта можно различить надпись «2».

 

Чехословакия, 1963 год

(Michel № 1400)

 

          Выполняя рисунки для марок с фантастическими сюжетами, художники зачастую заимствуют идеи у собратьев по ремеслу. Например, чехословацкий художник Франтишек Худачек (František Hudeček) использовал рисунок американца Фрэнка Тинсли (Frank Tinsley), поместив космический корабль для исследования Марса совсем в другое место Солнечной системы – к Юпитеру (марка Чехословакии 1963 года (Michel № 1400)). Я рассказывал о рисунке Тинсли в заметке «Марсианский шпион».

          То же самое произошло и с рисунком на парагвайской марке – он взят у другого художника, а космический корабль предназначался для исследования другой планеты.

 

 

          Парагвайский художник позаимствовал корабль с обложки майского выпуска американского журнала фантастики «Galaxy Science Fiction» (1953). Рисунок Мела Хантера (Mel Hunter) называется «Спасение над Луной»: с космического корабля, движущегося по селеноцентрической орбите, космонавт бросает трос своему товарищу, отлетевшему от корабля.

          Мел Хантер (полное имя Milford Joseph Hunter) нарисовал много фантастических иллюстраций. В 1960, 1961 и 1962 годах он номинировался на американскую премию фантастики «Хьюго» как лучший художник года.

          Забавно, что парагвайский художник скопировал у Мела Хантера не только форму космического корабля, но и надпись «2», сине-красный рисунок на корпусе, а также фрагмент руки космонавта, стоящего на корабле.

 

Народно-Демократическая Республика Корея, 1980 год

(Michel № 2007 A)

 

          Фрагменты обложек книг и журналов фантастики можно найти и на других марках. Особенно много заимствований на марках «Завоевание Вселенной», появившихся в 1980 году в Народно-Демократической Республике Корее. Одна из этих марок (Michel № 2007 A) показана вверху. На почтовой миниатюре коллаж из фрагментов обложек книг и журналов англоязычной фантастики.

 

 

 

          К примеру, космонавт в правом нижнем углу рисунка позаимствован с обложки мартовского выпуска журнала научной фантастики «Galileo» за 1978 (№ 7).

 

 

          Автор обложки – Джон Скоенерр (John Schoenherr). Вверху фрагмент оригинального рисунка.

 

 

          Что же касается Мела Хантера, нарисовавшего обложку для «Galaxy Science Fiction», то и он позаимствовал космический корабль у другого американского художника. Правда, в отличие от коллеги-парагвайца, Хантер изменил рисунок и внёс в него новые детали.

 

 

          Мел Хантер переосмыслил рисунок Чесли Бонестелла (Chesley Bonestell), сделанного для статьи Вернера фон Брауна. Статья называлась «Пересечение последней границы» (Crossing the last frontier) и появилась в американском журнале «Collier's» в 1952 году (22 march.- p. 24–29, 72, 74).

          На рисунке изображён космический корабль, предназначенный для облёта Луны. У него необтекаемая форма, потому что он перемещается в безвоздушном пространстве. Корабль собирается на орбите, около космической станции.

          С 1952 по 1954 год журнал «Collier's» публиковал статьи о будущих полётах в космос. Рисунок Чесли Бонестелла с космическим кораблём странной формы появился в первом номере космической серии «Collier's». За два года журнал рассказал читателям тщательно продуманную, яркую, логичную и очень привлекательную концепцию освоения космического пространства. В статьях рассказывалось о космической станции, полёте вокруг Луны, посадке на неё и Марс, и о многом другом. «Collier's» показал, что космос достижим, что космические полёты из фантастики превращаются в реальность, что уже сегодня, сейчас, можно лететь к Луне и Марсу.

          Содержание статей удачно дополняют реалистичные рисунки Чесли Бонестелла, Фреда Фримана (Fred Freeman) и Рольфа Клепа (Rolf Klep).

          В 1952 году появилась книга «Across the Space Frontier» (NY: Viking Press, 1952. – 147 p.) с переработанным текстом статей и иллюстрациями из «Collier's». На 51-й странице воспроизведён рисунок Чесли Бонестелла. Впоследствии эта иллюстрация вдохновила Мела Хантера в работе над обложкой «Galaxy Space Fiction».

 

Чехословакия, 1963 год

(Michel № 1397)

 

          Судя по статьям в «Collier's», люди и материалы будут доставляться на орбиту с помощью трёхступенчатых ракетных кораблей. На орбиту выводится последняя, третья ступень, несущая экипаж и груз. Она же потом возвращается на Землю.

 

 

 

          Трёхступенчатый ракетный корабль фон Брауна появился на нескольких марках, в том числе на почтовой миниатюре Чехословакии 1963 года (Michel № 1397). На ней изображён стартующий ракетный корабль (только он почему-то оказался на орбите Земли со всеми тремя ступенями), а за ним – знакомый по рисунку Чесли Бонестелла космический корабль для облёта Луны (слева) и его модификация (справа).

 

 

 

          Модифицированный корабль для облёта Луны также можно увидеть на рисунке конверта первого дня, появившегося в Чехословакии 26 марта 1962 года.

 

Рисунок из книги «Across the Space Frontier» (1952)

 

          Корабль для облёта Луны собирается на орбите и не предназначен для посадки на планеты. Двигательная установка извлекается из последней ступени ракетного корабля и крепится к лёгкой скелетной конструкции, состоящей из алюминиевых балок. После этого на ней закрепляются топливные контейнеры и наполняются компонентами ракетного топлива. Затем монтируется система трубопроводов и электропроводка, и, наконец, сверху, устанавливается кабина для экипажа, оборудованная системами воздушной и водной очистки, навигации и управления.

          В результате получится транспортное средство странной формы, по размерам немногим большее, чем третья ступень ракетного корабля, но способное перенести экипаж из нескольких человек от космической станции к обратной стороне Луны, облететь Луну и вернуться к станции.

 

 

          Устройство корабля для облёта Луны:

          1. Сфера для экипажа;

          2. Входной люк;

          3. Сжатый азот;

          4. Гидразин;

          5. Отсек хранения;

          6. Азотная кислота;

          7. Радарная антенна, направленная на Землю;

          8. Перекись водорода;

          9. Солнечное зеркало. Оно всегда повёрнуто к Солнцу и концентрирует лучи на стальной трубе. Жидкая ртуть подаётся под давлением в один конец трубы, а горячий пары ртути выходят через другой конец. Этот пар поступает к турбогенератору, вырабатывающему электричество;

          10. Азотно-кислотные и гидразиновые насосы;

          11. Рулевой механизм;

          12. Четыре поворотных ракетных двигателя.

          На рисунке корабль находится в 50 милях от лунной поверхности. Два больших кратера – Автолик (13) и Аристилл (14). Диаметр последнего 35 миль. На горизонте видны горы – это Лунные Апеннины.

          Над кораблём три космонавта и космическая обсерватория (15).

          Космическая обсерватория – это небольшая конструкция на некотором расстоянии от станции. С её помощью производится фотосъёмка с длительной экспозицией. Обсерватории беспилотные, ведь любое движение человека-оператора нарушило бы их стабилизацию. Технический персонал, работающий в скафандрах вне обсерватории, регулярно загружает в фотокамеру специальные пластины или плёнки. С помощью радиосигналов, передаваемых с космической станции, осуществляется удалённое наведение камеры и фотографирование.

 

Гвинея-Бисау, 1981 год

(Michel block № 177 A)

 

          Любопытно сравнить работы по обслуживанию космической обсерватории на рисунке Чесли Бонестелла с техническими работами американских астронавтов на космическом телескопе «Хаббл» – их можно увидеть на блоке Гвинеи-Бисау 1981 года (Michel block № 177 A). Самое примечательное на рисунке в том, что телескоп «Хаббл» выведен на орбиту только через девять лет после появления этого блока, 25 апреля 1990 года. Так космический проект стал реальностью.

 

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1177)

 

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1184)

 

          Корабль для облёта Луны монтируется у 250-футовой космической станции. Её изображение можно найти на почтовых миниатюрах Йеменской Арабской Республики 1971 года (Michel № 1177, 1184).

 

Бурунди, 1972 год

(Michel block № 60 A)

 

          Или на почтовом блоке Бурунди 1972 года (Michel block № 60 A) и на многих других марках.

          По замыслу фон Брауна, станция должна монтироваться из 20 секций, изготовленных из гибкого пластика, в кольцо, и после герметизации надуваться. Станция движется по орбите на высоте 1075 миль и совершает полный оборот вокруг Земли за два часа.

 

Греция, 1965 год

(Michel № 885)

 

          Рядом с космической обсерваторией изображены три человека в скафандрах. В журнале «Collier's» есть рисунок космонавта в открытом космосе. В 1965 году, через 13 лет после появления статьи фон Брауна, в Греции была выпущена почтовая марка (Michel № 885), рисунок которой выполнен по мотивам рисунка из «Collier's». Автор оригинальной иллюстрации в журнале – Рольф Клеп.

 

 

          Фон Браун полагал, что скафандры будут оборудованы небольшими ракетными двигателями. На рисунке хорошо видно, что человек держит в руках портативный двигатель, соединённый шлангом с кислородным баллоном. Выпуская кислород, космонавт перемещается. Фон Браун писал, что, скорее всего, все космонавты во время работы в открытом космосе будут прикреплены к кораблю тросами, чтобы случайно не уплыть от корабля. Инструменты, используемые для работы, должны быть прикреплены к скафандрам.

 

Парагвай, 1979 год

(Michel block № 336)

 

          В 1979 году фрагмент рисунка Чесли Бонестелла появился на марке блока Парагвая (Michel block № 336). Надпись под маркой: «Проект станции с постоянным экипажем на орбите около Луны». Но, как мы уже выяснили, это не станция с постоянным экипажем, а корабль для облёта Луны.

 

 

          На полях парагвайского блока воспроизведена северная полусфера старейшей в Европе карты звёздного неба. Гравюру на дереве выполнил Альбрехт Дюрер в Нюрнберге в 1515 году. На блоке воспроизведена раскрашенная вручную карта.

 

Острова Кука, 1980 год

(Michel № 689–690)

 

Острова Кука, 1980 год

(Michel block № 105)

 

          Корабль для облёта Луны можно найти и на других почтовых миниатюрах, например, на марке и блоке Островов Кука 1980 года (Michel № 689, block № 105), посвящённых 350-летию со дня смерти Кеплера. Детали рисунка указывают, что он выполнен по мотивам иллюстрации Чесли Бонестелла.

 

Бутан, 1970 год

(Michel № 412)

 

          Отмечу, что и до статьи фон Брауна встречались путешествия вокруг Луны, например, в научно-фантастической книге Жюля Верна «Вокруг Луны», написанной в 1872 году. Этому произведению французского писателя посвящены многие марки. Вверху показана одна из них – почтовая миниатюра с «объёмным» изображением (Бутан, 1970 год (Michel № 412)).

 

Украина, 1997 год

(Michel № 204)

 

Украина, 2002 год

(Michel № 526)

 

          А в 1929 году в книге «Завоевание межпланетных пространств» Ю. Кондарюк (О. Шаргей) писал про ракету и станцию (у Кондратюка – «межпланетная база») на селеноцентрической орбите:

          «Эта ракета становится спутником Луны с такою возможно большею орбитой, чтобы только не подвергаться опасности быть обратно притянутой к себе Землею, после чего она разворачивает большую сигнальную площадь из материала, обладающего возможно большим отношением отражательной способности видимых лучей к весу его квадратного метра. [...] Около этой сигнальной площади и должна быть образована межпланетная база для полетов по солнечной системе».

          (Кондратюк Ю. Завоевание межпланетных пространств: Изд. 2-е. – М: Оборонгиз, 1947. – С. 58–59).

          В 1997 и 2002 годах на Украине выпущены марки с портретом Кондратюка и траекторией космического корабля вокруг Луны. На марке 2002 года (Michel № 526) в тексте фактическая ошибка: Кондратюк не упоминал про полёт на Луну.

 

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2552 B)

 

          Первыми людьми, облетевшими Луну, стали американские астронавты Ф. Борман, Д. Ловелл и У. Андерс: в декабре 1968 года корабль «Аполлон–8» совершил несколько витков по селеноцентрической орбите. В отличие от корабля фон Брауна 1952 года, «Аполлон–8» не монтировался на орбите, а был запущен с земли с помощью ракеты-носителя «Сатурн–5».

          Полёту корабля «Аполлон–8» посвящено много марок. Вверху почтовая миниатюра Венгрии 1969 года (Michel № 2552 B).

 

 

          В 1950-х рисунок корабля фон Брауна и Бонестелла появился в Советском Союзе, правда, без ссылок на американцев. Рисунок снабжён пояснением:

          «Форма межпланетного корабля, совершающего полеты вне земной атмосферы, может быть и неудобообтекаемой».

          (Гильзин К. Путешествие к далёким мирам. – М.: Гос. изд. дет. лит., 1960. – С. 223).

          Мелвин Шуетз (Melvin H. Schuetz), биограф Бонестелла, пишет в своей книге «A Chesley Bonestell Space Art Chronology», что при просмотре книг и журналов того времени видна заинтересованность космическим путешествием. Эта заинтересованность почти превратилось в навязчивую идею: игрушки, рекламные объявления, кино, телевидение – всё, казалось, имело ракетную или космическую окраску. Космический корабль и даже сами рисунки из «Collier's» были много раз скопированы другими художниками. Если кто-то иллюстрировал ракетный корабль, то он должен был напоминать рисунок ракетного корабля из «Collier's», иначе изображение было неправильным. Рисунки из журнала были стандартом.

 

Space Science Fiction, 1952, ноябрь (№ 3)

 

Erich Dolezal «Raumflotte I startet – ein Tatsachenbericht von morgen» (1952)

 

Erich Dolezal «Unternehmen Mars» (1955)

 

Erich Dolezal «Unternehmen Mars» (1955)

 

Philip St. John «Adventure in Time»

(American Science Fiction, 1953 (№ 11))

 

«Astronomy Funbook» (1955)

 

John Raymond «We Land on the Moon: Based on NASA's Project Apollo» (1963)

 

Wallace West «The Everlasting Exiles» (1967)

 

          С этим высказыванием невозможно не согласиться – рисунки из «Collier's» вдохновили очень многих художников. Вверху показано несколько иллюстраций из фантастических книг и журналов, на которых обнаруживается корабль для облёта Луны.

          Лунный корабль на рисунке Бонестелла – это живописное воплощение идей фон Брауна. В работе над иллюстрациями для «Collier's» Бонестелл был связующим звеном между учёными и другими художниками. Именно он получал от фон Брауна эскизы, схемы и описания, а затем, после дополнительных консультаций с учёными, давал указания Фреду Фриману и Рольфу Клепу. Бонестелл вспоминал: «Фон Браун передавал мне эскизы, сделанные на миллиметровке, которые я преобразовывал в рабочие чертежи, а затем в перспективу».

 

Центрально-Африканская Республика, 1987 год

(Michel № 1270 A)

 

          Вернеру фон Брауну посвящены марки многих стран. Вверху марка Центрально-Африканской Республики 1987 года (Michel № 1270 A): учёный изображён на фоне проекта марсохода.

 

 

          В 1952 году фон Браун выполнил на миллиметровке эскиз корабля для облёта Луны. Именно с этого эскиза был сделан чертёж, на основании которого Бонестелл нарисовал иллюстрацию для журнала «Collier's». С этой иллюстрации изображение корабля разошлось по многим научно-фантастическим книгам и журналам. И, наконец, с обложки одного из журналов корабль попал на почтовую марку Парагвая.

          Прошедший 15 октября 2008 года аукцион показал, что и сегодня людям интересны работы фон Брауна и его корабль для облёта Луны: эскиз на миллиметровке был продан за 132 тысячи долларов.

 

Парагвай, 1977 год

(Michel block № 309)

 

          Через три года после публикации в «Collier's» рисунка Бонестелла, появился диснеевский фильм «Man and the Moon» (1955). Для фильма фон Браун изменил внешний вид космической станции, трёхступенчатой ракеты и многого другого. Изменился и вид корабля для облёта Луны, он стал таким, каким изображён на почтовом блоке Парагвая 1977 года (Michel block № 309).

          Но это уже совсем другая история...

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments