Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

Categories:

Космологические фокусы или Фламмарион на краю Земли

 

          «Вы слишком молоды и не помните старый учебник географии. А в учебнике том был удивительный рисунок – монах добрался до края света, пробил небесную твердь и высунул голову, желая увидеть, что кроется за нею. Что миру до вашего космического вранья? Мы все на краю, и настало время заглянуть, что там дальше?»

          (Синякин С. Монах на краю Земли (1999))

 

 

          Интересно, а видел ли А. Анохин этот рисунок, когда работал над обложкой книги С. Синякина в «Звёздном лабиринте» (Синякин С. Монах на краю Земли: Повести и рассказы. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. 448 с.)? Как-то уж очень прямолинейно получилось у художника...

 

 

 

 

          Впервые рисунок появился в книге французского астронома К. Фламмариона «Атмосфера: Популярная метеорология» (Flammarion C. L'atmosphère: météorologie populaire (1888)). Под рисунком надпись: «Un missionnaire du moyen âge raconte qu'il avait trouvé le point où le ciel et la Terre se touchent...» («Средневековый миссионер рассказывает, что он нашел место, где небо и Земля соприкасаются...»). В книге нет других комментариев по поводу этого рисунка.

          Интернет велик, и я без труда нашёл сканы книги. На странице 163 находится рисунок, упомянутый в повести С. Синякина):

 

 

          Про учебник географии ничего сказать не могу, не проверял, да и фантастика меня интересует больше. Поэтому мне было интересно поискать этот рисунок в отечественной фантастике и во всём, с нею связанным.

          Оказалось, что в книге Н. Рынина «Межпланетные сообщения: Мечты, легенды и первые фантазии» на странице 52 находится интересующий нас рисунок. Надпись под ним: «Средневековый миссионер пришел в место, где небо сходится с землею», а на странице 51 можно обнаружить следующее: «Путешествие миссионера на небо. Один средневековый миссионер рассказывал, как он попал в такое место, где небо сходится с землей». По всему этому становится понятно, что рисунок и текст к нему Рынин позаимствовал у Фламмариона.

          Скан со страницей из книги Рынина любезно прислал apervushin:

 

 

          И именно рисунок из книги Рынина, а не Фламмариона, использовал В. Бугров для обложки свой книги о фантастике (Бугров В. 1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой: Очерки и этюды. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988. – 288 с.: ил.) – это можно определить по некоторым деталям и особенностям печати.

 

 

          В 1987 в Перми вышла книга «Поиск–87» со статьёй Е. Тамарченко о фантастике (Тамарченко Е. Уроки фантастики: Заметки критика // Поиск–87: Приключения. Фантастика: Повести, рассказы, критика, библиография. – Пермь: Кн. изд-во, 1987. – С. 376–397). В частности, упоминая об энциклопедии Клюта и Никколса, отмечается: «Это и иллюстрируется в тексте «Энциклопедии научной фантастики» средневековой гравюрой. Странник, достигнув края земли, заглядывает за грань неба и с изумлением видит скрытые там колоссальные механизмы, движущие небесные сферы».

          А вот ещё одно упоминание об энциклопедии:

          «В цитированной мною энциклопедии специальная статья «Концептуальный переворот» снабжена известной нашим читателям иллюстрацией. На средневековой гравюре изображен человек, головой проломивший небесный свод и теперь ошарашенно озирающийся вокруг. Прекрасный, на мой взгляд, символ научной фантастики!» (Гаков В. Мудрая ересь фантастики // Другое небо: Сб. зарубеж. науч. фантаст. – М.: Политиздат, 1990).

          И хотя у Тамарченко и Гакове говорится о средневековой гравюре, раньше 1888 года этот рисунок никогда и нигде не появлялся, а все утверждения о его средневековом происхождении так и не подтвердились.

          В качестве прототипа рисунка авторы некоторых найденных мной статей указывают на «Космографию» Себастьяна Мюнстера (Münster S. Cosmographei, oder, Beschreibung aller Laender, Herrschaften, fuernem sten Stetten, Geschichten), первое издание которой появилось в 1540 году.

          Я не поленился и нашёл в Интернете сканы нескольких изданий книги Мюнстера. Предполагаемый прототип обнаружился на первой странице первого тома немецкого издания 1560 года:

 

 

 

          По-моему, гравюру из «Космографии» трудно назвать прототипом рисунка Фламмариона. Как и эти две виньетки из французского издания «Космографии» 1550 года:

 

 

 

          Как ни странно, но утверждения о «средневековости» рисунка Фламмариона продолжают появляться даже в нашем наисовременнейшем XXI веке. К примеру, в 2005 году в журнале «Мир фантастики» обнаружил следующее пояснение к рисунку: «Астролог заглядывает за горизонт и открывает тайны мироздания (средневековая гравюра)» (Стоянов А. Судьба и звёзды: Тернистый путь астрологии // Мир фантастики. – 2005. – № 1).

 

          Вот такая фантастика с превращением миссионера в астролога, а девятнадцатого века – в средневековье.

 

          P.S.

          На почтовых марках гравюра Фламмариона появлялась дважды - на блоке Северной Кореии (в каталоге Михеля блок № 82) и Монголии (в каталоге Михеля блок № 68). Оба выпуска посвящены 350-летию со дня смерти Кеплера.

 

 

          Если на рисунке Фламмариона миссионер прорывался в неведомое настоящее, то на почтовых блоках он прорывается в будущее.

          В связи с этим отмечу, что в 2000 году Белоруссия выпустила серию почтовых марок с детскими рисунками. На одной из них, выполненную по рисунку 11-летнего Романа Забелло, космический корабль будущего прорывается сквозь радугу в давнее прошлое. Рисунок называется «Связь времён».

          Небесный свод Фламмариона стал радугой у Забелло.

 

 

          Из прошлого - в будущее. Из будущего - в прошлое.

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments