Юрий Зубакин (magnus_z) wrote,
Юрий Зубакин
magnus_z

«Марсианский шпион»

 

 

          В 1963 году в Чехословакии выпущена серия почтовых марок, посвящённая исследованию космического пространства. На марке номиналом в 1,6 кроны (в каталоге Михеля № 1400) изображён космический корабль у Юпитера.

 

 

          Годом позже, к 25-летию кубинской ракетной почты, на Кубе была выпущена большая серия марок с изображением космических аппаратов. Все рисунки позаимствованы с почтовых марок других социалистических стран, в том числе и Чехословакии 1963 года.

          И здесь начинается самоё интересное.

          Рисунок космического корабля не похож ни на один из существовавших к тому времени космических аппаратов, да и близость Юпитера не оставляла никаких сомнений, что на марке космический корабль будущего. Возможно, чехословацкий художник F. Hudecek изобразил какой-то абстрактный космический корабль?

 

 

          Я немного поискал и выяснил, что за основу этого рисунка взята иллюстрация американского художника Фрэнка Тинсли (Frank Tinsley). Впервые рисунок опубликован в 1959 году. Это иллюстрация к небольшой статье о «Марсианском шпионе» (Mars Snooper) – разведывательном аппарате на ядерном топливе. На рисунке «марсианский шпион» пролетает над спутником Марса Деймосом, на расстоянии 35 миллионов миль от Земли и 125000 миль от Красной Планеты. Команда располагается в носовой части корабля, там же расположен и стабилизатор управления. «Марсианский шпион» передвигается как космическая ракета, носовой частью вперёд, но при приближении к земной атмосфере ориентируется хвостом вперёд и превращается в самолёт с М-образными крыльями, при этом «лепестковые двери» облегают ракетное сопло.

 

 

          В рисунке нет ничего криминального или политизированного. Но, учитывая, что в 1961 году США разорвали дипломатические отношения с Кубой, а в октябре 1962 года произошёл карибский кризис, маловероятно, что почтовое ведомство Кубы рискнуло бы выпустить марку, пропагандирующую американский проект завоевания космоса. Видимо, кубинскому художнику понравился рисунок на чехословацкой марке и он даже не догадался, какую идеологическую свинью подложили ему коллеги из дружественной социалистической страны.

          Отмечу, что на Кубе больше никогда не выпускали марок, посвящённых космическим достижениям или проектам США. Исключением стали две марки, на которых космические аппараты США оказались почти что случайно: одна, выполненная по мотивам рисунка лётчика-космонавта А. Леонова, выпущена в составе серии к советскому Дню Космонавтики в 1976 (в каталоге Михеля № 2130), а вторая выпущена в 1977 году к 20-летию полёта в космос первого советского искусственного спутника Земли (в каталоге Михеля № 2212). На марке 1976 года – «Союз» и «Аполлон» в момент сближения (рисунок Леонова, по мотивам которого нарисована кубинская марка, можно найти, к примеру, на марке СССР 1975 года), на марке 1977 года – марка Югославии, на которой вместе с советским спутником изображён первый спутник США «Explorer».

 

 

 

 

          Что же касается автора «марсианского шпиона», то он и его оригинальные проекты не раз упоминались в советской прессе. К примеру, несколько раз писали о проекте уницикла «Лунный Исследователь» (Moon Explorer). Вот отдна из таких заметок:

          [Без авт.] Лунный вездеход // Знание-сила. - 1959. - № 12.

          Оригинальная статья о «Лунном Исследователе»:

          Tinsley F. How we will explore the Moon // Mechanix Illustrated. - 1959. - № 6. - p. 74-79.

 

 

          А по поводу проекта «спутника-убийцы» в 1958 году в журнале «Огонёк» появилась весьма прохладная статья: «Но «Меканикс иллюстрейтед» использует эту тему для совершенно других целей. Он публикует сразу две статьи, Гарри Стайна и Фрэнка Тенсли, посвященные проекту некоего космического корабля в виде управляемого спутника Земли с экипажем, который после вывода его на орбиту мог бы маневрировать в космосе и производить разведку земных объектов. Фрэнк Тенсли идет даже дальше этого: он считает необходимым использовать подобный спутник не только для целей разведки, но и для уничтожения космических станций «потенциального противника». Называя такой космический корабль «спутником-убийцей», Тенсли предлагает вооружить его управляемыми ракетами с атомными зарядами». В заключении статьи говорится: «Боевой задор американского генерала пока еще имеет столь же слабую реальную почву, как и бредовые идеи журналистов из «Меканикс иллюстрейтед». Но сам собой напрашивается вопрос: почему, когда весь мир радуется каждому успеху в покорении человеком космического пространства, в США некоторые люди так упорно стремятся объявить космос ареной войны?»

          (Василевский Л. Убийцы в космосе // Огонёк (М.). - 1958. - № 27.)

          Я немного поискал и обнаружил ещё несколько совсем даже не мирных статей и иллюстраций Тинсли. К примеру, в журнале «Modern Mechanix» в № 4 за 1949 появилась статья об искусственном спутнике Земли, с помощью которого можно было бы укрепить международный порядок. На рисунке видно, что боевые ракеты со спутника летят на территорию СССР.

 

 

          Или боевое транспортное средство, которое «ходит» как человек:

          Tinsley F. Combat vehicle "walks" lake a man // Mechanix Illustrated. - 1962. - № 4. - p. 82-85.

 

 

          P. S.

 

 

          А ведь картина со стыковкой «Союза» – «Аполлона» также связана с фантастикой: в конце фильма «Большое космическое путешествие» (СССР, киностудия им. М. Горького, 1975) показан А. Леонов, рисующий эту картину.

Tags: Фантастика в филателии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments